Никола́й Ви́кторович Фа́усек (19 (31) октября 1895, Неаполь — 15 марта 1938, спецобъект Коммунарка, Москва) — один из первых российских лётчиков, видный деятель советской авиапромышленности, теоретик высотных полётов, конструктор Реактивного института, штатный преподаватель Московского авиационного института (МАИ).
Николай Викторович Фаусек | |
---|---|
![]() | |
Дата рождения | 19 октября (31 октября) 1895(1895-10-31) |
Место рождения | Неаполь, Италия |
Дата смерти | 15 марта 1938(1938-03-15) (42 года) |
Место смерти | Москва, СССР (спецобъект Коммунарка) |
Страна |
![]() ![]() |
Научная сфера | самолётостроение |
Альма-матер | Санкт-Петербургский политехнический институт |
Известен как | один из первых российских авиамоделистов; авиаконструктор |
В юные годы (1912) стал организатором и руководителем первого в России школьного авиамодельного кружка, публицист, историк и популяризатор авиации.
Потомственный дворянин, участник Гражданской войны, жертва политических репрессий в СССР.
Сын выходца из Чехии, известного зоолога, энтомолога, профессора Санкт-Петербургского женского медицинского института, профессора и директора Высших женских (Бестужевских) курсов Виктора Андреевича Фаусека и его жены ученого-зоолога, педагога, пропагандиста педагогического метода Монтессори Юлии Ивановны Фаусек (ур. Андрусовой) Николай Фаусек родился в местечке Вомеро близ Неаполя, куда его отец — в то время молодой зоолог — был командирован для научной работы. С окончанием в декабре 1896 года командировки отца, проживал в Петербурге, а также в имении писателя В. Н. Ладыженского Липяги Пензенской губернии. В 1906 году поступил сразу во второй класс известной в Петербурге гимназии Карла Мая.
Среди товарищей Н. Фаусек выделялся яркими способностями, хотя учился вместе с весьма талантливыми людьми. Достаточно сказать, что его одноклассником и другом был будущий выдающийся физик, академик Яков Френкель. В те годы в гимназии К. Мая собралась целая плеяда будущих авиаторов — летчиков и авиаконструкторов: Григорий Векшин[1], Александр Апухтин[2], Виктор Кербер, Павел Депп, чуть позже — Владимир Поляк[3], Борис Янчевский[4], Соломон Данскер[5].
Их лидером по праву считался Николай Фаусек, который вместе с Владимиром Векшиным (братом Григория Векшина) 24 января 1912 года организовал первый в Петербурге школьный кружок авиамоделистов, названный «Обществом любителей авиационного спорта». Вскоре он построил свою первую летающую модель с им же придуманным резиномотором. Вот как в своих воспоминаниях, правда, ошибочно указав год, об этом писал Виктор Кербер:
В 1908 г. Коля увидел журнал “Вестник воздухоплавания”[6], в котором была помещена фотография самолёта “Блерио VIII” в полёте. Коля тут же загорелся желанием сделать модель такого же самолёта и обязательно летающую. Начались поиски материалов… Долго ходил он по магазинам и набрёл на магазин Растеряева в Гостином дворе. Там глаза его разбежались: трубки, листы и проволока из различных цветных металлов. И вот в одном из дальних углов Коля поднял лист и поразился, как он лёгок. “Это что?” — спросил он. “Алюминий”, — ответил продавец… Лист алюминия стоил очень дорого — 90 копеек, но Коля всё-таки купил его… Всё свободное от уроков время Коля работал над моделями… Вскоре Коля добился замечательных результатов: он ставил свою модель на шасси на паркетный пол школьного зала и пускал. Модель бежала, самостоятельно взлетала на высоту 2–2,5 м, пролетала почти весь зал и, по выработке завода, планировала и садилась на пол на шасси. Когда стало тесно для полётов модели в зале, Коля перебрался во двор школы… Так появилась первая отечественная модель самолёта. Будучи ещё гимназистом последнего класса гимназии К. Мая, он успешно читал лекции о моделях самолётов, демонстрируя свою в полёте.
В том же 1912 году, как воспоминала его мать Юлия Фаусек, по аналогии с тем, как ранее это сделал его товарищ Григорий Векшин, Николай сконструировал, построил и испытал собственный планер.
В 1913 году Н. Фаусек с золотой медалью окончил гимназию, и по рекомендации друга матери И. М. Гревса поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого. Через год, с началом Первой мировой войны Н. Фаусек продолжил учёбу и одновременно стал изучать лётное дело. В институте были открыты курсы теоретической подготовки будущих лётчиков, и он как студент мог свободно их посещать. Одновременно он работал на одном из петроградских авиазаводов. С 1916 года, ещё будучи студентом, Н. Фаусек стал активно публиковать свои технические идеи в журнале «Автомобиль»[7]. 1 февраля 1916 года, на правах вольноопределяющегося (как окончивший гимназию) поступил на действительную военную службу в первый Авиапарк. 23 марта 1916 г. переведён в Военно-Авиационную школу при Всероссийском Аэроклубе в Петрограде, где, сдав в июле 1916 г. экзамен на моториста, сдал экзамен на звание лётчика на аппарате «ВУАЗЕН». 6 июля 1917 года переведён в 15-й корпусной авиационный отряд, где совершил ряд боевых разведок. В августе 1917 г. проиведён в младшие унтер-офицеры. В отряде прослужил по 23 марта 1916 г. и сразу же перешёл вместе с отрядом в Красную Армию. В годы Гражданской войны он лётчиком в составе 43-го разведывательного авиационного отряда красных воевал на Туркестанском фронте. Свои впечатления о Гражданской войне Н. Фаусек подробно описал в очерке «Фронтовое», опубликованном в 1922 году журналом «Новая Россия».
В 1923 году Н. Фаусек переехал в Москву, где был зачислен в штат преподавателей Академии Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, лишь год назад реорганизованной из Института инженеров Красного воздушного флота. В этот год при академии была создана Центральная авиамодельная секция, в работе которой Н. Фаусек принял самое активное участие. Уже через год, 28 сентября в Москве состоялись массовые состязания авиамоделистов. Модель победителя состязаний Н. Фаусека тогда установила рекорд, пролетев 45 метров за 13,4 сек.
Будучи штатным преподавателем инженерного факультета Академии, занимаясь конструкторскими разработками, Н. Фаусек в 20-е годы стал одним из ярких популяризаторов авиации. Многие его статьи и книги, посвященные истории воздухоплавания, авиамоделированию, оригинальным техническим идеям в авиации, продолжают цитироваться спустя 80 и 90 лет.
С организацией в 1930 году Московского авиационного института (МАИ) Фаусек был назначен преподавателем его самолётостроительного отделения (позже факультета). Одновременно, в начале 30-х годов он был принят на должность конструктора в Реактивный институт, где работая под руководством Г. Э. Лангемака, участвовал в создании реактивных снарядов для легендарных «Катюш».
Н. В. Фаусек был арестован через полтора месяца после Г. Э. Лангемака 20 декабря 1937 года в своей квартире в Марьиной роще. Готовый к такому развитию событий, он лишь успел сказать жене: «Передай Маримондочке[8], что майский жук[9] пошёл на вынужденную посадку!»
Фамилия Н. Фаусека фигурировала в списке «Москва-Центр», среди предназначенных к осуждению по 1-й категории, представленном 5 марта 1938 года старшим майором государственной безопасности В. Е. Цесарским И. В. Сталину[10]. Список по обыкновению был подписан без замечаний. «Суд» Особого совещания при НКВД состоялся 15 марта 1938 года. Фаусек Николай Викторович по обвинению в шпионаже был приговорен к расстрелу. В ту же ночь приговор был приведен в исполнение на спец. объекте НКВД «Коммунарка», что на 24-м километре Старо-Калужского шоссе. Семье была сообщена стандартная формулировка: «10 лет без права переписки». Военной Коллегией Верховного Суда СССР от 24 ноября 1956 года Н. В. Фаусек был полностью реабилитирован[11][12].