avia.wikisort.org - Производитель

Search / Calendar

Омское моторостроительное конструкторское бюро (ОМКБ, ОКБ-29) — российская компания, специализирующаяся на разработке, производстве и ремонте малоразмерных газотурбинных двигателей гражданского и военного применения, а также наземных энергоузлов, турбостартеров и другого оборудования.

Филиал ПАО «ОДК-Сатурн» - ОМКБ
Тип Публичное акционерное общество
Год основания 15 октября 1956 г.
Расположение Омск (Россия)
Отрасль Авиационное двигателестроение
Продукция Газотурбинные двигатели
Число работников ~1500 чел. (на 2018 г.)
Награды
Сайт uec-saturn.ru/?sat=280

Руководство


История директоров ОМКБ:


История


12 августа 1941 года по приказу народного комиссара авиационной промышленности на основании постановлении ГКО завод эвакуируется из г. Запорожье в г. Омск. 7 ноября 1941 года произведено испытание первого двигателя М-88Б, собранного в г. Омске. С января 1942 года завод начал работать в полную силу. В 1943 году начат выпуск моторов АШ-82ФН. За образцовое выполнение заданий  по серийному производству моторов завод был награждён в 1944 году орденом Трудового Красного знамени, а в 1945 году - орденом Ленина.

В 1954 году на Омском моторостроительном заводе им. П. И. Баранова начинается серийное производство поршневых моторов АШ-82Т и АШ-82В, разработанных Пермским моторостроительным конструкторским бюро (ОКБ-19, главный конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов) на базе двигателя АШ-82ФН. Два двигателя АШ-82Т устанавливались на самолёт Ил-14, а двигатель АШ-82В — на вертолёт Ми-4. Оба летательных аппарата являлись в то время одними из лучших в своём классе.

Для дальнейшего совершенствования этих двигателей, приказом Министра авиационной промышленности СССР № 557 от 23 августа 1955 года на заводе им. П. И. Баранова было создано СКБ (Серийное конструкторское бюро) — филиал ОКБ-19. Руководителем филиала был назначен Глушенков Валентин Андреевич, работавший до этого заместителем главного конструктора Пермского МКБ. Перед филиалом была поставлена задача осуществлять техническое руководство серийным выпуском двигателей АШ-82Т и АШ-82В на заводе им. П. И. Баранова, повышать надёжность их работы путём совершенствования конструкции деталей и узлов, повышать ресурс двигателей.

За время серийного производства двигателей гарантийный ресурс двигателей был доведён до 1500 ч. для АШ-82Т и 1200 ч. для АШ-82В.

Серийное КБ просуществовало до 1956 года. На его базе приказом МАП СССР № 544С от 15 октября 1956 года создаётся Государственное Союзное опытно-конструкторское бюро (ОКБ-29) для продолжения работ по поршневым двигателям АШ-82Т и АШ-82В и разработки малоразмерных газотурбинных двигателей. На территории завода им. П. И. Баранова появилась новая самостоятельная структура, не подчиняющаяся руководству завода. Для ОКБ-29 были выделены отдельные производственные помещения, а также наиболее квалифицированые рабочие и конструкторы, ранее работавшие на заводе. Руководителем ОКБ (Главным конструктором) становится В. А. Глушенков. Благодаря его усилиям в ОКБ создаётся коллектив первоклассных специалистов.

Первой самостоятельной разработкой ОКБ-29 совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) был газотурбинный двигатель ГТД-1 мощностью 300 л.с. Разработка началась в 1956-м году под символичным шифром «Изделие 1». В 1958 году были успешно проведены первые 100-часовые длительные испытания двигателя ГТД-1. Двигатель предполагалось использовать в качестве вспомогательного танкового газотурбинного двигателя. Эра газовых турбин только начиналась. Ротор двигателя совершал 45 000 оборотов в минуту, что по тем временам казалось фантастикой. По не зависящим от ОКБ-29 двигатель в серию не пошёл.

В 1957 году ОКБ-29 получило новый заказ (Постановление Совета министров СССР № 207—100 от 20 февраля 1956 г.) на создание газотурбинного двигателя мощностью 750 л.с. и редуктора к нему. Двигатель с редуктором предназначались для морского двухмоторного вертолёта Ка-25 конструкции Николая Ильича Камова. В ноябре начинается разработка силовой установки («Изделие 3»), состоящей из 2-х двигателей ГТД-3 и редуктора РВ-3. В конструкцию двигателя были внедрены оригинальные разработки, неизвестные в отечественном авиационном двигателестроении. Многие идеи, применённые на этом двигателе (такие как осецентробежный компрессор, вращающаяся форсунка), стали «визитной карточкой» ОКБ-29.

Первые испытания двигателя ГТД-3 состоялись в 1960 году. В этом же году свой первый полёт совершил вертолёт Ка-25 с двумя двигателями ГТД-3 и редуктором РВ-3. После проведения первых лётных испытаний выяснилась необходимость форсирования двигателя до мощности 900 л.с. В 1964 году была создана силовая установка ГТД-3Ф («Изделие 3Ф») для палубного вертолёта Ка-25, состоящая из двух ГТД-3Ф мощностью 900 л.с. и силового редуктора несущих винтов РВ-3Ф. Двигатель серийно выпускался на заводе им. П. И. Баранова более 20 лет.

Первый опыт эксплуатации вертолётов Ка-25 в морских условиях выявил повышенную коррозию лопаток компрессора двигателя ГТД-3Ф. В ОКБ-29 провели работы по исправлению замеченных недостатков. В результате появляется обновлённая версия ГТД-3Ф — ГТД-3М («Изделие 3М») с лопатками компрессора, изготовленными из титанового сплава. Также мощность двигателя была повышена до 1100 л.с., гарантийный ресурс доведён до 500 ч. Двигатель серийно выпускался с 1973 по 1985 годы.

Продолжением линейки ГТД-3 стал двигатель ГТД-3ТЛ («Изделие 3ТЛ»), созданный специально для одного из первых в мире танков с газотурбинной силовой установкой — «Объект 167Т», представляющий собой модификацию Т-64 — средний танк Т-64Т. Испытания танк прошёл в 1963-м году, продемонстрировав превосходство над дизельными танками практически по всем ходовым характеристикам. Однако в силу того, что изначально созданный для вертолётов двигатель ГТД-3 плохо подходил для танков, «Объект 167Т» так и остался опытным. Тем не менее, результаты испытаний дали основания для продолжения разработки танков с газотурбинными двигателями. Конечным результатом стал танк Т-80.

Также на основе ГТД-3 была создана зерносушилка. В то время для целинных хозяйств была остро необходима зерносушилка. Из-за её отсутствия огромные вороха хлеба превращались в гниющую массу. Тяжёлый труд людей шёл насмарку. ОКБ-29 поручили срочно сконструировать подвижную зерносушилку, способную быстро довести влажное зерно до кондиции. Специально изготовленную для этих целей газотурбинную установку доставили в один из целинных совхозов северного Казахстана. Испытывали её у подножия внушительной горы уже начавшего «гореть» зерна. После прогонки первой партии через горячее сопло плесени и гнили как не бывало. Производительность составила более 10 тонн в час. Сушилку тут же ввели в эксплуатацию. В тот год, да и последующие, зерносушилка из Омска помогла сохранить немалую часть целинного урожая. Однако в деле использовать её не пришлось — появились элеваторы.

В 1965 году появляется новый заказ. Приказом МАП СССР № 299 от 1 июня 1965-го г. ОКБ-29 поручается создание турбовинтового двигателя взлётной мощностью 940 л.с. для самолёта Бе-30 конструкции Георгия Михайловича Бериева. Самолёт предназначался для местных пассажирских авиалиний. Двигатель получил наименование ТВД-10 и шифр «Изделие 10». Чуть позже, в 1968году по заданию МАП СССР ОКБ-29 приступило к разработке двигателя ТВД-10М («Изделие 10М») для морских катеров на воздушной подушке «Скат». Уже в 1969 году самолёт Бе-30 с двигателями ТВД-10 участвовал в международной выставке авиационной техники в Париже, где произвёл огромное впечатление на зрителей. Наконец, в 1970-м году по двигателю ТВД-10 закончен весь комплекс доводочных, проверочных и стендовых длительных испытаний, и 16 февраля 1970 года успешно закончено проведение Государственных испытаний двигателя ТВД-10. Однако самолёт Бе-30 был снят с производства и двигатель ТВД-10 серийно не изготавливался. Позднее, 21 октября 1971 года Государственная комиссия подписала «Акт об успешном проведении длительных испытаний двигателя ТВД-10М». Серийное изготовление двигателей ТВД-10М производилось силами ОКБ-29. Двигатели ТВД-10М длительное время успешно эксплуатировались на вездеходных катерах ВМФ СССР. За создание и внедрение в серийное производство двигателя ТВД-10М, ОКБ-29 приказом МАП СССР № 380 от 28 сентября 1972 года была присуждена премия IV степени.

В 1967 году ОКБ-29 приступило к разработке нового малогабаритного газотурбинного двигателя небольшой мощности, выполненного по одновальной схеме — ГТД-5 («Изделие 5»), предназначенного для привода высокочастотного генератора С-20 мощностью 20 кВт на самоходной пусковой установке (СПУ) зенитно-ракетного комплекса «Круг» («Изделие 2П24»). Отличительными особенностями двигателя стали осестремительная турбина и возможность применения двух видов топлива: керосина и дизельного топлива. Позднее для привода генератора С-40 мощностью 40 кВт на СПУ ЗРК «Куб» («Изделие 2П25») был разработан двигатель ГТД-5М («Изделие 5М»). Работы по улучшению двигателя продолжались до 1980 годов. В 1980-м году двигателю был установлен гарантийный ресурс 1250 ч., назначенный ресурс 3250 ч. Серийное производство двигателей на заводе им. П. И. Баранова продолжалось до 1991 года.

В 1973 году ОКБ-29 оказалось на грани расформирования. Руководство завода им. П. И. Баранова пожаловалось МАП на «нехватку производственных площадей и квалифицированных рабочих». Так как завод им. П. И. Баранова и ОКБ-29 располагались на одной территории, предполагалось забрать производственные площади и персонал ОКБ-29. В итоге МАП приняло решение о передаче производственных площадей, тысячи специалистов (рабочих, конструкторов, технологов) и ряда станков и оборудования Омскому моторостроительному заводу им. П. И. Баранова. От полной ликвидации ОКБ-29 спасло только то, что ВМФ нужно было поставлять двигатели ТВД-10М для кораблей на воздушной подушке «Скат», а завод им. П. И. Баранова отказался от предложения МАП по освоению и производству этого двигателя.

В марте 1973-года уезжает из Омска в Калугу Валентин Глушенков, проработавший бессменным руководителем ОКБ-29 с 1956-го по 1973-й год. С марта 1973-го года временное исполнение обязанностей руководителя предприятия было возложено на Льва Ушеренко, бывшего в то время первым заместителем главного конструктора. МАП и Омский областной комитет партии стали подбирать кандидатуры на должность руководителя ОКБ-29. Одним из основных претендентов был Владимир Соснин, бывший в то время начальником производства. Но всё-таки все пришли к общему мнению, что руководителем должен быть назначен выходец из этого же коллектива, в результате чего в ноябре 1973-го года министром авиационной промышленности Петром Дементьевым был подписан приказ о назначении на должность главного конструктора (руководителя ОКБ-29) Виктора Степановича Пащенко.

Весь 1973 и начало 1974 года ушли на решение конфликтных вопросов по передаче заводу им. П. И. Баранова специалистов, оборудования и производственных площадей. Руководство завода подготовило и утвердило в МАП список рабочих, конструкторов и технологов, которые должны были перейти на завод. Естественно, это были лучшие специалисты, отработавшие в ОКБ-29 многие годы. Перевод из ОКБ-29 на завод для многих из них был очень болезненным, так что через некоторые время многие из них различными путями снова стали возвращаться в ОКБ-29.

С вопросом производственных площадей было сложнее — ранее в распоряжении ОКБ-29 был корпус № 94, где располагались механический и сборочный цехи. Новый сборочный цех определили в плохо приспособленном для этого корпусе № 55, в котором на момент передачи крыша находилась в аварийном состоянии. Интересен факт, что корпус № 94 после передачи заводу пустовал более года. Постепенно была освоена производственная площадка на окраине города. В этот тяжёлый для ОКБ-29 период ПО «Полет» предложило большой производственный корпус взамен базы отдыха ОКБ-29 в пос. Чернолучье. Однако после тщательного обсуждения предложения, руководство ОКБ-29 решило отказаться, сохранив своим сотрудникам прекрасные условия отдыха.

В дальнейшем руководство завода им. П. И. Баранова прилагало все усилия для того, чтобы превратить ОКБ-29 в простое подразделение завода, обеспечивающее только сопровождение двигателей в серийном производстве, пресекая все попытки по разработке новых изделий.

Но, несмотря на трудности и лишения, репутация ОКБ-29 как организации, способной создавать малоразмерные газотурбинные двигатели, сохранилась. Так, в период с 1973-го по 1976 год был разработан малогабаритный турбостартер мощностью 100 л.с. — ТКСЭ-17 («Изделие 17»). По окончании разработки турбостартер был передан на завод им. В. Я. Климова для освоения производства. Завод им. В. Я. Климова продолжил серийный выпуск турбостартера под обозначением "ГТДЭ-117", также создав несколько модификаций.

<...>

С августа 2018 года ОМКБ вошло в состав ПАО ОДК-Сатурн, став его филиалом. При этом название сменилось на "Филиал ПАО "ОДК-Сатурн" - ОМКБ".


Разработки ОМКБ


Дизайн-проекты:


Ссылки



На других языках


[en] Omsk Engine Design Bureau

The Omsk Engine Design Bureau (along OMO named after Baranov) is an aero engine design bureau. It was originally situated in Moscow in the Soviet Union, but was evacuated in 1941. Operations were moved to a "site of farm machinery" .[2] The Bureau returned to Moscow and became independent on 5 July 1947 and was renamed "OKB-20" . The bureau absorbed OKB-29 in 1963 and in 1966 was renamed Mashinostoitel'noe KB (MKB). Since 1994, it has been known as Omskoe mashinstroitel'noe KB (or OMKB) .
- [ru] Омское моторостроительное конструкторское бюро



Текст в блоке "Читать" взят с сайта "Википедия" и доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Другой контент может иметь иную лицензию. Перед использованием материалов сайта WikiSort.org внимательно изучите правила лицензирования конкретных элементов наполнения сайта.

2019-2024
WikiSort.org - проект по пересортировке и дополнению контента Википедии